Вы здесь: Главная / Организации, помогающие незрячим / Другие организации
12.07.2008 Маша Хинич, IzRus.co.il (публикуется в сокращении)
Центр и амута «На Лагаат» был организованы в 2002. В декабре 2007 года амута получила свое здание в Яффском порту, в первом отремонтированном и отреставрированном ангаре в рамках общей великой реконструкции порта. Само помещение, как оно бывает в Израиле, по причинам запутанным, исторического-дипломатического порядка, принадлежит Армянской церкви. Амута арендует его на деньги, поступающие в качестве частных пожертвований.
В Центре амуты «На Лагаат» в Яффо помимо театрального зала есть клубные помещения, кафе «Капиш» и ресторан «BlackOut». В кафе «Капиш» посетителей обслуживают глухие официанты. Вам придется знаками объяснить официанту, какой кофе вы предпочитаете. В «BlackOut», в помещении в форме корабля из рисовой бумаги, воздвигнутого посреди фойе, официанты - слепые. Едоки ничего не видят. В ресторане – кромешная тьма. Определить, что подают, можно только по запахам и вкусу. Решиться на такое переживание непросто. Театральный спектакль по сравнению со «слепой» трапезой кажется чем-то изначально ясным, но после него становится непонятным, как живут слепо-глухонемые актеры и как живем мы рядом с ними в коконе привычного и удобного равнодушия, вежливого безразличия.
В составе театральной труппы центра «На Лагаат» – 11 актеров и столько же переводчиков: тех, кто переводит на язык прикосновения указания режиссера, реакцию зрительного зала, слова песен, смех. Половина из актеров приехали в Израиль из бывшего СССР. «На Лагаат» - единственная театральная труппа в мире, состоящая из актеров, одновременно не слышащих, не видящих и не говорящих. Некоторые из них благодаря особым приборам могут различать силуэты, другие «вещают» металлическим голосом, общее для них чувство – осязание, язык прикосновения. Благодаря вибрации пола и воздуха, прикосновению «переводчиков», направляющих актеров по сцене, спектакль идет.
«Не хлебом единым» создавался два года: сотни и сотни репетиций, за время которых актеры «На Лагаат» абсолютно точно выучили, кто из них и в какой момент находится на определенном участке сцены. «Не хлебом единым» - это спектакль о них – не видящих и не слышащих, и для нас - говорящих, слышащих, зрячих, забывчивых. Мы забываем, что бывает по-другому. «Не хлебом единым» - театральное зрелище в полном смысле этого слова: с танцами, музыкой, стихами, рассказами, с различными сценами, связанными с тем, что могут и хотят рассказать о себе актеры. Действие, происходящее на пикнике, в Италии, клубе, пекарне, парикмахерской, на свадьбе построено таким образом, чтобы зрители могли понять, как живут эти люди, как справляются с ежедневным бытом, с не замечаемыми нами трудностями существования. Каковы их чувства и эмоции - точно такие же, как и у нас. Они мечтают увидеть своих детей и восход солнца, болтать с друзьями и танцевать весь день, знать, что такое краски и цвета, прочитать книги и послушать музыку, сходить в кино и посмотреть телевизор, но им это недоступно.
А один из них мечтает стать волшебником и превратить мечты в реальность, осуществить все то, о чем мечтают актеры труппы.
Но они могут любить и быть любимыми, радоваться и смеяться, чувствовать на лице жар солнца или струи дождя. Они пишут стихи и играют с детьми. Многие родились с полным отсутствием слуха, а зрение потеряли в подростковом возрасте и еще помнят лица близких. Другие родились незрячими и не слышащимися вследствие генетических заболеваний.
Они – настоящие актеры, которые не просто рассказывают со сцены о своей жизни, не только передают то, что им приходится переживать с каждым шагом и каждым движением. Они разыгрывают полноценный спектакль, каждая сцена которого начинается с удара в барабаны. По вибрации воздуха актеры понимают, что надо перейти к следующему отрывку.
Темнота, тишина и хлеб. Запах свежеиспеченного хлеба, его мягкость, вкус могут почувствовать все. Осязание, вкус и обоняние - это то, что объединяет актеров и зрителей. Пока тесто будет замешано, взойдет, пока печется хлеб, мы услышим и увидим истории тех, кто умеет ценить радости жизни, пусть недоступные им. Пока хлеб стоит в печах, зрителям рассказывают о счастливых моментах в жизни актеров, их воспоминаниях и мечтах. Переводчики в течение двух лет подготовки спектакля на себе испытали, что такое не видеть и не слышать, проводя по несколько часов в полной темноте, в непроницаемых для звуков наушниках, чтобы понять, в каких физических условиях работают актеры. Драматическая судьба каждого актера стала общей сценической драмой.
Казалось бы, слезы должны литься с первой минуты этого действа. Мы в зале – сытые, сильные, зрячие, недовольные. Они – инвалиды – на сцене. Ведомые помощниками-переводчиками, иногда говорящими за актеров, иногда переводящими им с помощью языка жестов или прикосновения то, что говорят другие. Но не до слез: восхищение сильнее сочувствия и жалости, восхищение мужеством, силой волей, жаждой жизни. Сантименты приходят после спектакля, когда зрители поднимаются из зала на сцену и угощаются хлебом, испеченным актерами. Тогда приходят и слезы признательности и благодарности за то, что нам – таким сильным и таким слабым – показали, как надо любить жизнь. Показали те, кому есть, за что клясть судьбу.
Центр «На Лагаат» уникален еще и тем, что его актеры и добровольные помощники годами учились общаться друг с другом: кому-то доступен шрифт Брайля, у кого-то сохранилось полпроцента зрения, третьи знают язык жестов, а другие – только язык прикосновения. Для всех надо было найти общий язык. В Центре работает переводчица, которая переносит язык жестов репатриантов из России на язык прикосновения и на язык жестов израильтян (языки жестов немых из разных стран – иные). Несколько лет ушли на то, чтобы актеры и переводчики смогли научиться общаться и играть вместе спектакль. Несколько лет, море слез и океан воли.
Театр «На Лагаат» был основан в 2002 году Адиной Таль и Эраном Гуром с целью предоставить сцену немым и глухим. Актриса и режиссер Адина Таль родилась в Швейцарии, в Израиль приехала в возрасте 20 лет, работала в театрах и постепенно пришла к решению создать театр слепо-глухонемых.
Адина Таль относится к своим актерам, как ко всем актерам, с которыми она работает: сотни репетиций, жесткие требования. Она учит тексты вместе с ними, она проходит вместе с ними каждый сантиметр сцены, она ставит каждое движение, и иногда кричит на них, как любой режиссер в запале – и они это ценят. А еще они дают ей энергию для этого запала, заставляют ее смеяться и сердиться, они по 50 раз в день репетируют сцену свадьбы, они дают почувствовать другим, что достойны уважения. О них выходят статьи, снимают телевизионные передачи и документальные фильмы, платят деньги за билеты на их спектакли, приглашают в заграничные гастроли. И благодаря этим актерам на сцене, в зале плачут и смеются. Все как в театре и все как в жизни.
Сегодня в Израиле около 1000 слепо-глухонемых. Большая часть из них – одиноки. В Центре амуты «На Лагат» заняты около 70 таких человек, получивших возможность там работать.
Сайт амуты людей с ограниченными способностями
Сайт израильских обществ волонтеров
Подробности: http://izrus.co.il/#ixzz4auTsmzSv
При использовании материалов ссылка на «IzRus.co.il» обязательна.